Останнє оновлення: 12:55 субота, 5 жовтня
Пам'ять
Ви знаходитесь: Культура / Література / Літературний Чернігів / Софиин день
Софиин день

Софиин день

«Нація народжується коло дитячої колиски»
/София Русова/

Софииному дню столько же лет, сколько нашей независимости. На родине выдающейся просветительницы — Черниговщине — уже стало хорошей традицией отмечать 30 сентября.

Софиин день и проводить мероприятия, посвященные Дню учителя. Эти две даты настолько органично связаны, что празднуются одновременно.

К памятной дате приурочена всеукраинская научная конференция «Русівські читання», объединившая исследователей наследия Софии Русовой из разных уголков Украины. После конференции ее участники отправятся в село Олешня, где присоединятся к традиционному празднованию Софииного дня.

Этот день каждый раз открывает новые страницы жизни и творческого наследия личности мирового значения. Уже традиционно в День Веры, Надежды, Любови педагоги Киевской школы- детского сада им. С.Русовой идут поклониться земле, которая родила и взлелеяла одну из самых мудрых фигур в украинской культуре.

Шведско-французское происхождение не помешало Софии Русовой в совершенстве овладеть украинским языком, глубоко познать духовность и традиции украинского народа. Своей любовью ко всему украинскому она обязана прежде всего любимой няне, которая ежедневно шла к своей воспитаннице семь километров пешком. Поэтому знаменитое выражение просветительницы о том, что нация рождается у колыбели, — из ее собственного опыта.

«Коли мова йшла про українську справу, то ніщо не могло спинити її завзяття: ні родина, ні діти, ні переслідування царських жандармів чи большевицьких чекістів, ні тюрми, ні арешти, ні тяжкі умови еміграції, ні події приватного життя… Ніщо не спиняло її енергії в боротьбі за український ідеал…» — писал в воспоминаниях сын Софии Федоровны Юрий Русов.

О Софии Русовой можно рассказывать много. Как об истинной народной учительнице и просветительнице. Как об активной участнице самых заметных событий культурного пространства Украины в условиях царского запрета и преследований в конце XIX века. О феномене «Старої громади», первом украинском детском садике, первой украинской опере Николая Лысенко «Рождественская ночь», первой детской опере «Коза-Дереза», первом внецензурном «Кобзаре», изданном в Праге. О Русовой — как о члене Украинс­кой Центральной Рады. Как о подвижнице, которая за свои радикальные взгляды в течение почти 20 лет постоянно находилась под надзором полиции, ее неоднократно бросали в тюрьму.

О ее потерях и неустроенном быте, о неприспособленных условиях, в которых приходилось жить и рожать детей. О неутомимости, с которой жила ради Украины, о достоинстве, которого не теряла ни при каких обстоятельствах. «Я заробляла на своїх діток цілий день, бігаючи по лекціях. Але вечори цілком віддавала політичній справі», — вспоминала С.Русова.

«Над дитиною має панувати тільки дисципліна любови і ласки», — утверждала София Русова. Уважение к свободе личности, неприятие насилия над человеческим достоинством она считала главными качествами педагога. «Усе виховання будується на пошані до особи». «Українська дитина не дуже експансивна, вона занадто вразлива; до неї треба підходити з ласкою, привернути її до себе повагою до її індивідуальності. Треба збудити її цікавість, тоді виявиться талановита вдача дитини й озветься глибока чуйність» (С. Русова, «В дитячому садку», 1918 г.)

В работах Софии Русовой освещены основные принципы построения национальной школы и детского сада, условия, обеспечивающие полноценное развитие ребенка как личности, требования к подготовке воспитателей и т.п.

Еще в прошлом веке у Софии Русовой была концепция развития украинской национальной школы. Она утверждала, что нация рождается у колыбели, что только на родной почве, среди родной природы, в языковой среде своего народа способен вырасти национально сознательный человек.

Чрезвычайный интерес представляют работы С.Русовой по вопросам национального искусства и его значения в обучении и воспитании. Национальное искусство, по мнению С.Русовой, является первостепенным фактором пробуждения художественного чувства у детей. Узоры на украинских вышиванках, плахтах, рушниках, вышивка по коже, своеобразие словесного музыкального фольклора — все это большое богатство национального твор­чества, могущественный фактор художественного развития и пробуждения новых творческих сил.

«Все виховання дітей має бути позначене мистецтвом, естетичним сприйманням і емоціями», — этот принцип выдающейся просветительницы и педагога является руководящим в работе нашей школы-детского сада им. С.Русовой. Уже в раннем возрасте дети восторженно рисуют пальчиками веночки, ягоды калины, рябины. Любовь к рисованию прививают воспитатели Наталия Юрьевна Ковальчук, Людмила Григорьевна Червона, Надежда Петровна При­ходько, Наталия Владимировна Змиевец, Екатерина Николаевна Дорошенко.

Особое значение придает С.Русова родному языку как могущественному средству общего развития ребенка. Опираясь на научное наследие А.Потебни, она рассматривает родное слово, язык как источник неповторимого национального мировоззрения, как систему, в которой фиксируются особенности восприятия и отображения действительности, в частности специфика ее художественно-образного осмысления.

Наши воспитатели настойчиво учат детей говорить на родном языке. Младшие школьники выпускают литературную газету «Заспів», в которой можно прочитать стихотвореньица, маленькие рассказы, сказки, интересные истории, написанные самими детьми.

Школа-садик — это и дом для песни. Ее поют взрослые и дети. Когда так бывает, говорят, что это поет душа народа. Творческий багаж музыкального руководителя Л.Доценко состоит из песен — она пишет музыку, из оригинальных танцев, из музыки к спектаклям и игр-драматизаций. Дети встречают весну «веснянками» и «гаївками», «закличками» и «віншуваннями». Особенное время — когда поют «щедрування», «колядки». Ученики их знают множество, потому что родители сумели передать это семейное сокровище каждому ребенку.

Есть принципы воспитания, не зависящие от времени. Всегда считалось, что бездеятельность приводит к пассивности, равнодушию. Но «шкодливі й ті ручки й голівоньки, які задурені шаблоном, стомлені надмірною примусовою працею», — утверждает С.Русова. Речь идет о значении деятельности, в частности творческой. Оригами — это тоже искусство. Мы составили программу по оригами для дошкольников и школьников, у нас работает кружок «Умілі рученята» (руководитель — Т.Городнича). Наши дети ежегодно занимают призовые места на городском конкурсе «Журавлиный клик».

В повседневной педагогической практике убеждаемся в мудрости мысли Софии Федоровны о том, что гармоничного человека можно вырастить в условиях, когда воспитание будет: индивидуальным, приспособленным к природе ребенка; национальным; соответствующим социально-культурным требованиям времени; свободным, независимым от тех или иных чиновничьих требований.

К 150-летию со дня рождения Софии Русовой усилиями педагогов, родителей в нашей школе-детсаду был открыт музей, который стал центром ознакомления с этой неповторимой фигурой в созвездии корифеев национальной педагогики, основателем теории и методики дошкольного воспитания.

По случаю Софииного дня хочется напомнить мудрые слова выдающейся украинской просветительницы: «У вселюдському житті тільки той народ і бере перемогу, який має найкращу школу».

А еще София Русова завещала: «А ви працюйте, працюйте й не сваріться». Как говорится, будто в воду глядела.

Справка

София РУСОВА — педагог, общественный деятель, одна из ярких представительниц украинского женского движения, основоположник украинского дошкольного воспитания.
Родилась 18.02.1856 г. в с. Олешня на Черниговщине.
В 1917 г. — член Украинской Центральной Рады. В Министерстве образования (при гетманате) возглавляла департамент дошкольного и внешкольного образования. С 1922 г. находилась в эмиграции. Умерла в Праге в 1940 году.

закрити

Додати коментар:


Фотоновини

   Чорна Десна і мертвий пляж

SVOBODA.FM