Останнє оновлення: 13:32 четвер, 12 червня
Управління масами
Ви знаходитесь: Політика / Україна / «Free your mind», Або Урок свободи
«Free your mind», Або Урок свободи

«Free your mind», Або Урок свободи

Чи не допікають Вас після звичного 10-годинного робочого дня сумніви: «щось тут не так»? Адже земля у нас є, ресурси, освіта (була) непогана. Чому ми досі їдемо з роботи на радянському тролейбусі у квартиру радянської побудови?

Відповідь у кожного своя. У кота Матроскіна, наприклад, така: «Деньги у нас есть. У нас ума не хватает». Та це для дітей. Насправді ми живемо в рамках того, як нами управляють.

Та не лякайтеся! Тема – не про крадіїв у краватках.

І все ж таки – про них

Хоча кілька слів і про них – «слуг народу». Багато хто можливо навіть вважає, що вони здійснюють управління: збираються і приймають рішення, щось там заодно розкрадають, але й «організують» нам гарячу воду, розподіляють землю наших дворів під будівництво тощо.

Але стривайте… Саме вони, ці крадії в краватках, покликані начебто управляти містом, галузями, країною. Тобто тими питаннями, які треба вирішувати з огляду на перспективу в кількадесят, пятдесят, а то й сотню років.

Наприклад, першу чергу метрополітену в Києві почали будувати у 1949 році. Перші поїзди складалися з трьох вагонів. А тепер запитання: на скільки вагонів розраховані перони тих перших станцій? На потік пасажирів через півсторіччя!

Як Ви вважаєте, про які перспективи, на скільки років наперед (хоча би в господарських питаннях) думають наші сучасні «слуги народу»? Підказка: їх обирають на 4-5 років. Адже у нас так звана «демократія». А міністрів, буває, змінюють і того частіше: Ніколаєнко – Вакарчук – Табачник… І як Вам, шановні читачі, сучасні справи (тобто «перетряхування») в освіті?

«Слуги народу», крадії в краватках, три гілки влади – називайте як завгодно – представляють собою видиме, зрозуміле всім структурне управління.

«Копати звідси і до обіду!»

Всяку діяльність можна розглянути з позиції управління. Навіть коли людина йде вулицею, то як усвідомлено, так і підсвідомо керує своїм тілом.

Якщо розуміти під словом «управління» усвідомлену і несвідому діяльність щодо інших людей, то управління (за способом надання та характером впливу незалежно від середовища) можна поділити на структурне і безструктурне.

Структурне управління пряме і здійснюється через команди. Так нами керує наше начальство, світлофор на перехресті, рекламні «креативщики» тощо. Оголошується завдання (наказ) і умова. Результат такого управління залежить від правильності постановки завдання, достовірності інформації, відносин між управлінцем і об'єктом управління.

Наприклад, начальник цеху дає креслення токарю і обумовлює деякі особливості (ти ж не забудь, Микола Іванович, тут крок не метричний). Токар виготовляє деталь. Суб'єкт-управлінець – начальник цеху. Об'єкт управління – токар Микола Іванович. Результат – готова деталь.

Такий тип управління бачать, знають, розуміють, беруть участь у ньому абсолютно всі практично з пелюшок.

Зайти з тилу

Куди складніше з управлінням безструктурним. Багато людей на помічають його. Хтось здогадується, а хтось навіть несвідомо намагається його використовувати. Нерозуміння такого типу управління робить його набагато ефективнішим структурного.

Безструктурне управління не передбачає застосування прямих команд. Замість цього навколо об'єкта створюється необхідне інформаційне поле або обставини. У результаті їх впливу об'єкт сам починає робити те, що хотів управлінець.

Тобто безструктурне управління проходить в обхід свідомості суб'єкта, не напряму. Скажете, це непросто, довго, морока? Але надійно. Той, хто має терпець, той, хто будує плани на десятки років (а не на вечір чи тиждень) – той перемагає.

Об'єкт вважає, що він все вирішує сам. Тому набагато охочіше виконує поставлену таким чином задачу, ніж явні команди «згори». Об'єкт вважає, що власною волею реалізує свій вибір. Насправді його вибір фактично запрограмований або ж обмежений у певних рамках.

 

Реалії життя

Безструктурне управління – це управління в обхід свідомості. Воно, мяко кажучи, не афішується і далеко не всім усвідомлено зрозуміле. Тож не буду скупитися на приклади.

«А ти чув? Кажуть, що…»

Молодий підприємець відкриває невеликий магазин побутової техніки. Магазин розташований у закутку, далеко від центру. Незважаючи на кращі ціни, ніж у великих магазинів, продажі низькі. Про магазин ніхто не знає. Реклама (прямі команди – заклики) дорога. Молодий директор одягає яке-небудь лахміття, окуляри і виходить в місце великого скупчення людей.

Дзвонить будильник на мобільному. «Альо ... Сергій? … Знову по гарантії? … Слухай, ти вже свій системник у «Відень» десятий раз тягнеш. Наплюй на таку гарантію! Он в «Електрошоку» нормальний спеціаліст може перевірити … Там-то і там-то. … Ага, нема за що.»

Або в годину пік автобусі: «Альо ... І тобі привіт. ... Так, купив ... Півтора кіловата. ... Та ні, у «Відні» дорого та й обслуговування жлобське: просив показати, а вони зразу «ви купувати будете?» Взяв в «Електрошоку» ... Та випадково помітив – дай, думаю зайду. Затишно і дешевше, зайди обов'язково. ... Там-то знаходиться. ... Ага. Бувай.»

Суб'єкт-управлінець – директор магазину. Об'єкт управління – випадкові люди на зупинках і їх коло спілкування. Результат – зростання продажів.

Вибори, вибори...

Найсильніший інструмент для здійснення безструктурного управління – ЗМІ, зокрема телебачення. Пристрій для доступу до цього світу маячні і дебілізму вже отримав у народі різні промовисті назви, зокрема «зомбоящик». Цей ящик створив величезну матрицю ілюзій і думок.

Але ті балаболи, яких нам показують в «зомбоящику» і яких називають владою, навіть на розпускання чуток здатні в основному тільки на виборах. Так, під час виборчої кампанії на виборах міського голови нашого міста кандидата Олександра Кириченка намагалися безструктурно і безкоштовно просувати на міських Інтернет-ресурсах.

Можливо, на цей тип управління у виборчому штабі вийшли несвідомо. Зате у редакції Інтернет-видання «Високий Вал» ці прояви нейтралізовано цілком свідомо.

Реальна ж влада віддає перевагу різнорідним хитрощам, а не законотворчості. Хто вважає що Верховна рада, Кабмін і Президент є реальна вища влада – замисліться: де ви бачили, щоб влада дозволяла робітникам влаштовувати вибори? На якому заводі, фірмі підлеглі включно з двірниками кожні 5 років обирають гендиректорів?

«Багаті теж плачуть». Коли «Бригада» на порозі

«Життєва правда» численних серіалів є всього лише фантазією сценариста. Домогосподарки, наслідуючи героїв серіалу, переносять цю фантазію собі в життя. Що стосується творів на зразок «Бригади», то просто хочеться запитати у сценариста, продюсера і режисера: «Чим ви думали, і чи думали взагалі?!»

Орієнтований в основному на підлітків, він описує період життя кількох бандитів, підносить їх стиль життя. А кінець виглядає скоріш як «героїчна смерть», ніж як ганебна смерть відморозків. Результат показу цього серіалу – збільшення рівня злочинності серед молоді та підлітків на всій території, де був показ. А потім на екран вийшов «Бумер», інша подібна гидота.

Знову ж таки, навряд чи автори писали сценарій «Бригади» на замовлення збільшити злочинність на теренах російськомовної телеаудиторії. Вихід подібного серіалу був передбачуваний за тих тенденцій (згадуємо: інформаційне поле, обставини), вже створених зарубіжним кіно подібного характеру і різних мод.

Мода

Мода. ВалянкиМода – дуже вигідна штука для виробництва. Досить того, щоб пара відомих брендів щось перекроїли, щоб половина платоспроможного населення земної кулі побігли це купувати. А надійні речі можна носити роками.

Але що одяг! Постійно йде оновлення в побутовій техніці, автомобілях тощо. Причому часто без змістовних змін у технічній частині.

Крім того, мода породжує безглуздий перемолот ресурсів і часу. А разом з ним займає руки народних мас (на все це треба заробляти) і голови людей – щоб поменше замислювалися.

Реклама

В «зомбоящику» йде реклама пива «Чернігівське» – показують веселу молодь. «Арсенал» хлопці будують будинок, «Оболонь» – пиво твоєї Батьківщини... Все це окремо – неефективне структурне управління – заклик заливати в себе пиво конкретного виробника.

Але важливіше розуміти, що все це загалом, з образами здорових радісних людей – створення сприятливого інформаційного поля для алкоголізму. В першу чергу – серед молоді.

Іноземні гроші

Відомий знавець лісових стежок Іван Сусанін знав, куди йде і чим завершиться той шлях. А головне – знав заради чого йде.

Куди ж нас ведуть ті, хто несвідомо стає до безструктурного керма і несвідомо його крутить? А куди поведуть ті, хто стає до цього керма на закордонні гроші?

Нещодавно на «Високому Валі» був оприлюднений список тих, хто отримав гранти від фонду Джорджа Сороса (по Чернігівській області). Загалом – 12 грантів на 1,1 мільйона гривень.

Цікава тематика проектів: 6 – на тему особистої свободи (прав людини), ще 5 (можливо 6) так чи інакше стосуються дітей. Дуже цікава тематика. Показова. Варта окремого матеріалу.

Реакція тих, хто у Чернігові працює на гранти, показала: поняття безструктурного управління для них чуже, невідоме. «Нам не дають вказівок!», - обурюються. «Нас не контролюють!», - запевняють. Як то кажуть, «блажен, кто верует»…

 

P.S. А знаєте, шановні читачі, як увага у цих грантових грошей у їх різних проявах прикута до нашого брата журналіста? Ого-го! До редакційної електронної скриньки чи не щодня потрапляють різноманітні запрошення. То семінар безкоштовний пропонують – обіцяють дорогу оплатити, нагодувати і спати покласти – тільки слухай! То конкурс статей з преміями на яку-небудь тематику, потрібну грантодавцям… Ще б пак – саме журналіст стоїть біля керма безструктурного управління народом. Інше питання – чи він розуміє це і чи розуміє свою відповідальність.

Коментарі (22)

Oper | 2010-12-29 13:09

Птенцы гнезда стервятников…
http://rg.kiev.ua/page5/article20128/

единомышленник | 2010-12-09 10:38

Абсолютно согласен. Весьма адекватный материал. Что до америкианских грантов и программ: именно участие в них дало возможность убедиться в том, что вся эта "жовтогарячая" революция была организована и срежиссирована из-за океана. И уже за год до исторических выборов американские спонсоры ни на день не оставляли в покое своих выпускников, призывая их принять участие в семинарах, встречах с Мадлен Олбрайт, тренингах, а также - в акциях и майданах. Все.

Евгений | 2010-11-29 19:41

Слишком длинная статья о наболевшем для автора. Что за гранды не продается -молодец! На мой взгляд роблема в том, что избиратель никак не поймет своей ответсвенности за свой же выбор. Поэтому живем в стране крепосных крестьян.

Сергей Колесник | 2010-11-28 01:24

Электро-Ветряк
Уважаемый Электро-Ветряк, Вы действительно затрагиваете очень серьёзные вопросы. У меня есть своё мнение на этот счёт, но писать об этом не буду. Тема требует отдельного обсуждения, я же концентрируюсь на Вашем тезисе:
>я вижу проблему в другом: у нас энергоёмкость производства в несколько раз больше, чем в Европе.

Электро-Ветряк | 2010-11-27 19:12

С участием в блоках есть большая пробема. Польша уже возмущается, что её армия готовится для войн далеко за пределами Польши, но не для обороны самой Польши. Как я удивился, когда узнал, что министр обороны нейтральной Швеции в 2009 году заявил: "военная политика Швеции сейчас ведется неверно. Вместо того, чтобы заниматься обороной собственной страны, шведская армия больше приспособлена для участия в международных миротворческих операциях. В результате, обороноспособность страны стремительно ухудшается".

Электро-Ветряк | 2010-11-27 18:54

Проф.Преображенский
Сергей Колесник
Электро-Ветряк
Сергей Колесник
Это всё сложные вопросы. Говорят, что страна с малым ВВП и отсталой технологией заведомо проиграет стране с большим ВВП и передовой технологией. В жизни не так. Таллибы с нулевым ВВП и ржавыми "калашниковами" уже много лет держатся против США и их 40 стран-союзников, воюющих в Афгане. У США и союзников колоссальный ВВП и супер-технологии. Но "калаш" и сила духа побеждают атомные авианосцы, самолёты-невидиммки и т.д. Характер войн изменился. М.б. клепать супер-танки, супер-пушки, беспилотники, авианосцы и т.п. не так уж и надо. Беда Украины в том, что нет ни оружия ни силы духа (в смысле элементарного единства). Как по мне, Украина должна быть типа Швейцарии, Австрии, Швеции - хитрым внеблоковым государством. Плюс -государством-маятником. Да ещё и торговцем простым и надёжным оружием. Определять вероятного противника вообще не надо - ибо это ведёт к известному "географическому" расколу Украины. Военные учения и сотрудничество проводить и с НАТО и с РФ.

Сергей Колесник | 2010-11-27 13:50

Проф.Преображенский
Сергей Колесник
Электро-Ветряк
У нас (сначала в СССР, а потом в Украине) всегда сиремились к количественным показателям. Может вы помните хрущёвские лозунги "Догоним и перегоним США по поизводсву стали (электроэнергаии, мяса на душу населения)!". США и не пытались произвести больше чем им было нужно, если возникало перепроизводство, то это означало кризис.
То же имеет и в сегодняшней Украине. Кто-нибудь задумывался над тем, сколько нам необходимо автомобилей, сколько в связи с этим понадобится стоянок и парковок, сколько надо дорог с твёрдым покрытием? Сколько надо вырабатывать электроэнергии? Может быть, какой-нибудь Днепрогэс можно безболезненно закрыть, при этом поставив простенькие релюшки в подъездах: вошёл -свет включился, открыл дверь квартиры - выключился? Никто не считал, и считать не будет!
Да что там говорить об электричестве. Возьмем пример совершенно безумный - военная доктрина, а точнее её полное отсутствие. Сколько человек нам надо "держать под ружьём", сколько надо танков, кораблей, самолётов? Кто потенциальный противник, как надо реагировать на вероятное нападение? Что такое внеблоковость страны, воевать против всего мира? Никто не задумывался, и задумываться не будет!
"Дадим стране угля, хоть мелкого, но очень много!"

Сергей Колесник | 2010-11-26 18:10

Проф.Преображенский
Сергей Колесник
Электро-Ветряк
Согласен!

Электро-Ветряк | 2010-11-26 12:23

Проф.Преображенский
Сергей Колесник
Был летом в одном селе на львовской Западенщине. Так там на горе стоят ветряные электростанции. Типа, проблем нет, если кто-то захочет. Однако, я вижу проблему в другом: у нас энергоёмкость производства в несколько раз больше, чем в Европе. И прежде чем строить ветряки нужно снизить энергопотребление до развитого евроуровня. А то настроим ветряков, а потом с ужасом увидим, что к.п.д. использования их энергии гораздо ниже, чем в Еуропе. Это как и нардепов выбирать: выбираем по европейски, демократически, а к.п.д. их вовсе даже азиатский. То же и со сланцами. Сперва нужно научиться повысить к.п.д. того газа, что имеем, а потом уже и землю рыть. В противном случае - просто кинем деньги на ветер.

Сергій Трегубенко | 2010-11-26 09:55

Дякую за матеріал, пане Сергію. Про серйозні, засадні речі мову ведете, що є дуже добре. Бо саме з людського світогляду, із здатності людини бути повноцінною та самодостатньою людиною, все і починається, все і пояснюється.
Потрібно робити протилежне отому злощасному проекту G20, шукати не мудрих людей та намагатися їх поставити над собою, а мудрі думки та закони і об’єднуватися навколо них. Що, як мені здається, пан Сергій і робить.
Кажуть - які ми, таке і життя. Звідси висновок - покращимо себе, свій світогляд та мораль, покращимо життя.

Сергей Колесник | 2010-11-25 22:18

Проф.Преображенский
>Но его не достанут из сейфа никогда.
>потом все эти секретные заводы со всем персоналом благополучно перекочевали за океан в т.н. силиконовую долину
Ещё задолго-задолго до "газовых войн" на каждой пресс-конференции, посвящённой энергетическим проблемам, я задавал один и тот же вопрос: "Почему у нас не используется энергия ветра, как это делается, например, в Германии?". Сколько-либо внятного ответа я не получил до сих пор. Но, повторюсь, это было давно. Сегодня народные умельцы, совершенно не делая из этого секрета, демонстрируют солнечные батареи, стеклянные "колайдеры", генераторы, работающие на коровьем навозе и прочие привлекательные (и не очень с эстетической точки зрения) заморочки.
Умалчиваю о черноморском шельфе и сланцевом газе. Речь не об экономии энергии, речь о том, почему в промышленном масштабе не делается то, что в состоянии сделать простой сельский дядько.

ще дрібничка | 2010-11-25 19:55

Або "Беха", якщо по-иноземному.

дрібничка | 2010-11-25 19:39

Магазин називається не "Відень", а "Вена" - це як артерія, але навпаки.

иван | 2010-11-25 17:45

Слишком уж сложно Вы, г-да писатели, примеры приводите. Надо на нашем, бытовом уровне, с учетом нашего менталитета. Пару-тройку кодексов принять, социальные слои перессорить, цены повысить, выборы провести за кусок колбасы и пакет гречки, а потом -- Слава КПСС!(с) во веки вечные..))

микола | 2010-11-25 16:55

Звiдси напрошуеться вивiд-що нiхто не заi нтересований у покращеннi вашого життя -прош пана.

Проф.Преображенский | 2010-11-25 16:09

Интересы "вершителей судеб" всегда тормозили прогресс. Примеров вокруг сколько угодно. Еще Тесла имел в 20е годы прошлого столетия вполне реальный проект почти дармового получения электроенергии.Только кто ж ему бы позволил его воплотить, или его же "абсолютно новый способ перемещения", использовавший тот принцип, что электоромагнитная сила в 1050 раз сильнее гравитационной (т.н. выхревые двигатели), проект которых был продан перед второй мировой немцам и там Вернер фон Браун воплотил его в жизнь в "летающих тарелках", (потом все эти секретные заводы со всем персоналом благополучно перекочевали за океан в т.н. силиконовую долину).Однако раскрытие секретов "дармового" получения энергии не выгодно никому из власть имущих независимо от национальности. Как же тогда управлять "независимими" людьми? Но, критическая масса все-таки есть, и когда-нибуть весь этот мир в конце концов взорвется. Может это будет 12год, может дальше...

не называйте меня потребителем | 2010-11-25 14:14

=надійні речі можна носити рокам
Абсолютно в дырочку! Когда производитель выбрасывает на рынок товар с невиданными доселе качествами, у него уже есть схемы и чертежи того же товара, но с еще более крутыми характеристиками и план, КАК сыграть на желаниях потребителя. Но самое прикольное то, что чертежи и техпроцесс изготовления вечного товара с ИДЕАЛЬНЫМИ характеристиками тоже есть. Но его не достанут из сейфа никогда. Ибо, если бы такое произошло...:
1. Идеология потребительского мира была бы похоронена очень быстро;
2. Всеобщий рай без сверхприбылей рулевым этого мира не нужен.
Хотите пример?
Разработки немецких инженеров конца 30-х - это "Телефункены", который подпадает под современный стандарт "Телевидение высокой четкости".
Но кто это видел вживую в работе? Если далее развивать мысль, придется ответить на вопрос КТО вливал деньги во Вторую мировую, разжигая ее пламя, и кому это было выгодно...

Редактор новин | 2010-11-25 14:14

Юрій
"Змова" - це просто байки для висміювання витоків інформації про реальний стан справ. Насправді нема ніякої "змови" :) Є буденна управлінська робота і планування.

=надійні речі можна носити рокам | 2010-11-25 14:03

Тута Стук покусился на основу нынешней цивилизации: товарная экономика+общество потребления+"прогресс". На самом деле можно выпускать всего три типа авт, условно: запор, жигуль и волга (от форда ли, или от мерса - не важно). Сделать их "дубовыми" - то есть, чтоб лет 70-90 корпус не ржавел и т.п. Выпускать к ним массу запчастей. Построить массовый сервис. Через 10 лет машины эти, выпускаемые громадными сериями, будут стоить копейки. Затоваривание. Закрытие предприятий. Безработица. То же и с холодильниками и с одеждой. Вывод: нынешний тип экономики - наркоманийный. Производителям не выгодно выпускать вечные вещи. Нынешняя цивилизация строится на постоянном обновлении вещей. Ра в 2-3 года, в 5-6 лет... Купленный сегодня мерс послужит и покупателю и его сыну и внуку. Но нет. Колесо "прогресса" крутится. Через 3-4 года покупателю будет уже "стыдно" ездить на "старой" модели.

=В «зомбоящику» йде реклама пива | 2010-11-25 13:42

Они козлы позорные. И эту рекламу стряпают так, будто без этого сраного пива нельзя смотреть футбол. Соединить в рекламе спорт (хоть и зрительский) с алкоголем - это нужно быть полным дебилом или паразитом.

Юрій | 2010-11-25 13:29

Схоже на сценарій до фільму "Заговор".

росич | 2010-11-25 12:23

файно...
закрити

Додати коментар:


Фотоновини

  Чернігів: від газет до цифри

SVOBODA.FM